Пневматические системы широко используются во всех видах машин, двигателей и промышленного оборудования. Каждая пневматическая система работает на сжатом воздухе или газе для перемещения исполнительного механизма и может быть как простой, как один поршень с пневматическим приводом, так и сложной, как работа в горнодобывающей промышленности с несколькими исполнительными механизмами.
Обычный атмосферный воздух чаще всего используется для сжатия; его много, и само по себе оно ничего не стоит. Пневматические системы, как правило, предпочтительнее в промышленности и производстве, чем гидравлические системы, потому что они тише, дешевле в эксплуатации и просты в использовании.
Пневматика — это общий термин для физической науки о сжатии воздуха и для отрасли машиностроения, которая занимается использованием сжатого воздуха или газа. Первоначально пневматика была такой же простой, как сжатие воздуха в легких путем глубокого вдоха, а затем с силой выдохнуть его, чтобы сделать что-то вроде воспламенения искр для костра или выстреливания заостренным дротиком из трубки. Слово «пневматика» происходит от древнегреческого слова πνευμα (пневма), обозначающего «выдувание», и ту же корневую форму можно найти в английском слове «пневмония».
Энергия сжатого воздуха универсальна, экономична и безопасна. Воздушное устройство не создает опасности искрения во взрывоопасной среде и может использоваться во влажных условиях без опасности поражения электрическим током. Относительно небольшого компрессора достаточно, чтобы заполнить накопительный бак для прерывистого режима работы, и обратные линии не нужны. Другие характеристики системы сжатого воздуха важны для удовлетворения специальных требований обслуживания.
Относительно легко соединить одно устройство (например, клапан или цилиндр и поршень) с другим с помощью трубы, шланга или гибкого шланга. Многими действиями можно управлять простым манипулированием клапанами. Движение исполнительного поршня в цилиндре можно изменять быстро и небольшими шагами практически без толчков. Пневматическая система может обеспечить большую гибкость в управлении скоростью и движением. Предохранительные клапаны легко устанавливаются для защиты системы и предотвращения повреждений. Управление операциями простое, эффективное и централизованное. Как правило, воздушные системы имеют относительно небольшое количество движущихся частей, что способствует высокой надежности и низким затратам на техническое обслуживание.